Керогаз: попытка усовершенствования бытовых нагревательных приборов

Керогаз: попытка усовершенствования бытовых нагревательных приборов

Примитивность, малый КПД и чисто эстетические недостатки керосинок побуждали к их усовершенствованию, то есть к выпуску разных модификаций, по сути дела, одной и той же конструкции, а также к некоторому видоизменению конструктивного решения этого нагревательного прибора. В числе таких «новых» решений было создание керогаза, уже внешне отличавшегося от керосинки своей солидностью и массивностью.

Керогаз предназначался для людей зажиточных, а главное, располагавших не коммунальной, а собственной кухней в отдельной квартире. Керогазы появились в самом конце 30-х годов и действовали вплоть до середины 50-х годов, а кое-где и в 60-е годы. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД. Он расходовал 80 г керосина в час — чуть больше примуса, но меньше керосинки. Во-вторых, он нагревал 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум могла кипятить только по 2 литра воды. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка. Но на этом скромные преимущества керогаза и кончались.

Ведь сам по себе он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки. Но, главное, он был сложнее в управлении. Для разжигания керогаза надо было наполовину разобрать его, то есть снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав не менее пяти минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную, поворотом фитиля, отрегулировать пламя, и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить.

Но и тут нельзя было спешить. Ведь возня с запачканными керосином и копотью частями конструкции керогаза, их съем и постановка диктовали необходимость после всех этих операций обязательно крайне тщательно вымыть руки, прежде чем приступать к чисто кулинарным действиям. А об этом не только частенько забывали, но и, главное, производили операцию мытья кое-как, чего при пользовании керогазом делать было нельзя. Необходимо было мыть руки по-хирургически, то есть теплой водой с мылом, тщательно, и притом каждый пальчик отдельно. Только в таком случае придание керосинового «аромата» кушаньям исключалось. Но какая же хозяйка будет мыть пальчики по-хирургически. Она и слыхом о таком мытье не слыхивала! А особенно если керогазом «управляла» не сама хозяйка, а прислуга.

Вот почему керогазы, вначале быстро раскупленные обнадеженными потребителями, позднее быстро вышли из употребления и не приобрели популярности в народе, не смогли конкурировать даже с «вонючей консервной банкой», как презрительно называли иногда керосинку.

История одного музейного экспоната: швейные машинки

История одного музейного экспоната: швейные машинки

Швейные машинки – это уникальные изобретения, изменившие подход к шитью и сделавшие его процесс более быстрым и удобным. До конца XVIII века основными инструментами для шитья были шило, крючок и игла, причём ушко могло располагаться как в начале, так и в конце иглы.

Первые шаги в создании швейных машин

Первая огромная машина для стачивания длинных полотен, таких как паруса, появилась у голландцев ещё в XIV веке, но от неё не осталось никаких следов. В XV веке Леонардо да Винчи также разрабатывал устройство для шитья, но его задумки не нашли применения.

В 1755 году Карл Вейзенталь запатентовал первую швейную машинку. Она копировала ручной стежок – нитка продергивалась по всей длине, как при шитье вручную. Спустя 35 лет, в 1790 году, англичанин Томас Стен изобрел машину для пошива сапог с ручным приводом, где заготовки перемещались относительно иглы вручную.

Изобретение первой настоящей швейной машины

Настоящая швейная машинка была изобретена французом Тимонье в 1830 году. Его деревянная машина, работающая от ножной педали, использовала принцип однониточного переплетения, с горизонтальным движением иглы и вертикальным перемещением ткани. Скорость машины составляла около 200 стежков в минуту.

Революция в конструкции швейных машин

Коренные изменения в устройстве швейной машинки произошли в 1850 году, когда Вильсон, Гиббс и Зингер запатентовали свои усовершенствования. Наиболее успешной оказалась модель Зингера, где:

  • Челнок совершал дугообразные поперечные движения.
  • Ткань располагалась горизонтально и прижималась лапкой.
  • Машинка работала от ножной педали с ременным приводом, что освобождало руки.

Несмотря на успех конструкции, высокая стоимость машинок делала их недоступными для большинства. Однако Зингер изменил ситуацию, начав продавать запчасти для ремонта машинок в домашних условиях, организовав рекламу и введя продажу машинок в лизинг. Эти новшества привели к росту производства машинок в 127 раз за 15 лет существования фирмы.

Швейные машинки стали символом технического прогресса XIX века, и их история – это история изобретательства, предпринимательства и прогресса, который сделал шитьё доступным для каждого дома.

История пишущей машинки «Optima Serie SP 50» и бренда Optima

Машина пишущая электрическая «Optima Serie SP 50» — электронно-механический прибор, оснащённый набором клавиш, нажатие которых приводит к печати соответствующих символов на носителе (в большинстве случаев это бумага). В настоящее время пишущие машины по большей части вышли из употребления, их функцию стали выполнять персональные компьютеры, укомплектованные принтерами. Однако их до сих пор выпускают.

Первый производитель: VEB Optima Büromaschinenwerke, ГДР, Эрфурт.
Начало производства: 1950 г.

Завод пишущих машин VEB Optima Büromaschinenwerke был основан в 1950 году в ГДР в Эрфурте на базе предприятия Olympia Büromaschinenwerke, которое после Второй мировой войны оказалось в советской оккупационной зоне.

В связи с разделом Германии часть сотрудников компании Olympia Büromaschinenwerke AG бежала на запад, где в 1948 году было открыто производство машинок Orbis, сделанных на основе чертежей довоенных проектов Olympia. Между двумя предприятиями — одним на западе и другим на востоке — возник спор, кто из них вправе использовать бренд Olympia. Конфликт разрешил Международный суд ООН в Гааге: право на использование марки в 1949 году отошло к западным основателям завода в Вильгельмсхафене. В результате производителя в ГДР обязали сменить название фабрики и выпускаемой продукции. Так появился новый бренд Optima.

В переходный период (до 1951 года) завод в Эрфурте выпускал абсолютно идентичные машинки под марками Olympia и Optima. Первой портативной машинкой под новой маркой стала Optima Elite, выпущенная в 1949 году. Её конструкция полностью повторяла Olympia Elite, но позже была модернизирована. Аналогичная ситуация наблюдалась с Optima Plana, которая также выпускалась под маркой Olympia Plana.

Под новым брендом Optima начали выпускать следующие модели:

  • Optima Elite 3 (с 1949 года) — новая портативная модель.
  • Optima P1 (с 1957 года) — полностью оригинальный проект.
  • Optima M 10 — первая канцелярская модель, выпущенная в 1949 году. Она изначально производилась под маркой Olympia и напоминала конструкцию Olympia M 8.
  • Поздние модели, такие как Optima M 12 (1957 год), M 14 (1962 год) и M 16 (1964 год), демонстрировали дальнейшие усовершенствования.

С 1969 года заводы пишущих машин в ГДР были переданы комбинату Zentronik, а в 1978 году — предприятию Robotron. На этих предприятиях качество продукции снизилось, а бренд Optima постепенно вытеснялся названием Robotron. В 1991 году комбинат Robotron был ликвидирован.

История «Optima Serie SP 50» и бренда Optima является ярким примером технологического и культурного наследия, отражающего дух своего времени и непростые исторические обстоятельства.

Рубрика «Экспонат дня» – Магнитола "Рекорд-301"

Магнитола "Рекорд-301" начала выпускаться в 1970 году на Бердском радиозаводе и стала популярным элементом аудиотехники своего времени. Предназначена для приёма радиостанций в диапазонах ДВ, СВ, КВ (два поддиапазона) и УКВ-ЧМ, а также для записи и воспроизведения звука благодаря модернизированной магнитофонной панели «Нота».

Магнитофонная панель позволяла производить запись от микрофона, звукоснимателя, радиолинии и приёмника, а также поддерживала ускоренную перемотку ленты в обе стороны. Скорость протяжки ленты составляла 9,53 см/сек. Номинальная выходная мощность устройства — 0,5 Вт. Рабочий диапазон частот с ЛВ составлял 63–10000 Гц, воспроизводимых акустической системой — 125–10000 Гц. Диапазон частот при приёме в УКВ-ЧМ был 125–7100 Гц, а в АМ — 125–3500 Гц. Потребляемая мощность при приёме составляла 60 Вт, при работе магнитофонной панели — 100 Вт.

Габариты модели «Рекорд-301» составляли 675х322х252 мм, а весила она 19 кг, что делало её достаточно массивной по современным меркам, но функциональной и передовой для своего времени.

Экспонат дня: самовар – символ русской самобытности

Экспонат дня: самовар – символ русской самобытности

Самовар — это особое устройство, предназначенное для кипячения воды и приготовления чая. Изначально вода в самоваре нагревалась благодаря внутренней топке в виде высокой трубы, заполнявшейся углем. Со временем появились другие разновидности самоваров — керосиновые, электрические и прочие. Сегодня самовары практически вытеснены обычными чайниками, которые проще и удобнее в использовании.

Самовар считается символом русской самобытности. Согласно легенде, сам Пётр Первый привез первое подобное устройство в Россию после визита в Голландию. Однако первое упоминание о самоваре датируется лишь спустя 50 лет после его смерти. Производство самоваров началось на Урале, но настоящую известность получило в Туле. В 1778 году братья Иван и Назар Лисицыны основали первое отечественное производство самоваров в городе Заречье.

После Великой Отечественной войны самовары получили новый виток развития. Тульский завод «Штамп» стал единственным предприятием по их изготовлению. В 1956 году началось производство электрических самоваров, которые быстро стали вытеснять жаровые из-за простоты использования. Технология производства упрощалась: ручки и краны самоваров стали свариваться, а не клепаться. Для изготовления использовались высококачественные материалы — латунь, сталь и позже пластмасса.

В 1964 году на тульском заводе начали производить сувенирные самовары под названием «Ясная Поляна». Сегодня на территории завода работает музей, где представлено более 400 экземпляров и моделей самоваров. Несмотря на массовую газификацию и популярность электрических чайников, самовары продолжают оставаться символом традиционной русской культуры.

Особенности строения электрического самовара

Внешний вид электрических самоваров практически не отличается от жаровых. Вместо классической трубы в них установлен электронагреватель, что позволяет воде закипать быстрее. Внутри устройства имеется защита от перегрева, предотвращающая повреждение нагревателя в случае отсутствия воды. Электрические самовары бывают разных объёмов — от 1,5 до 3 литров. Основные формы: «Тюльпан», «Овальная», «Желудь» и «Коническая».

Модели электрических самоваров изготавливаются в трёх вариантах: полированная латунь, никелирование и художественная роспись. Роспись на самоварах давно стала искусством, делая каждый экземпляр уникальным.

Страница 1 из 212»