Прялка — древний музейный экспонат и символ крестьянского быта

В традиционной рубрике история о таком музейном экспонате, как прялка, а именно о вертикальной самопрялке с ножным приводом. Прялка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи. Они пришли к нам из глубокой древности. Самопрялка — это деревянная прялка с колесом. Считается, что появилась в Индии и распространилась по Европе. Она состояла из веретена, колеса с ремнем, который крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к концу веретена, а правая вертит колесо. В XVIII веке такую прялку оснастили рогулькой, а в XIX веке к этой конструкции добавили педаль для вращения колеса. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом — самопрялку. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, достаточно было нажатием ноги на педаль привести в движение колесо самопрялки, и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку. Пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Работа шла быстрее, а нить становилась тоньше.

Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству. Прядением и ткачеством занимались с октября по март, когда не было полевых работ. Тяжелый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе на «супрядки». Приглашали парней, пели, слушали сказания. Иногда после работы заводили игры и танцы.

С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия. Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни. Прялка была неизменной спутницей русской женщины на протяжении всей ее жизни. В литературе или фольклоре трудолюбивую хозяйку чаще всего изображали именно за прялкой, где вручную пряха скручивала нить из кудели — волокна для прядения. Затем из нитей уже ткали ткань и шили одежду. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. Чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

С детского возраста юная хозяйка уже начинала готовить себе приданое, по которому сваты судили о мастерстве невесты. Только свадебных рушников она должна была заготовить не меньше пятидесяти. Кроме того, ей нужно было иметь к замужеству около двадцати комплектов одежды, ткани для хозяйственных нужд, постельные принадлежности, скатерти, холсты. Примечательный факт: во время прядения рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей. «Слюна придает нитке крепость», — так говорили пряхи.

Особенно яркими и красивыми были северные прялки: вологодские, поморские, мезенские. В каждом регионе были свои мастера. Вологодская прялка иногда превращалась в целое резное панно. Считалось, что чем шире у нее лопаска, тем она красивее. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии — круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии. Все русские и славянские прялки выделяются обилием солярных знаков, обязательно имеют образ Солнца. На резных прялках с Русского Севера можно увидеть крупную розетку, символизировавшую солнце, и не случайно сзади лопаски именно в этом месте привязывалась кудель. В народной поэзии лучи солнца именовались золотыми кудрями и золотыми нитями, и прядущая женщина словно из самих солнечных лучиков скручивала свою нить.

При росписи прялки мастера использовали всего четыре цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Для контуров добавляли черную и белую краску. На прялках часто вырезали или писали краской имя или инициалы владелицы, украшали поучительными надписями: «Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Личную, подписанную прялку девушки берегли, считалось, что ее нельзя давать взаймы. Если девушка пряла наедине, то, создавая нить, она шептала пожелания, «заговаривая» пряжу. Вообще с прялкой связаны многие суеверия и обряды на Руси. Существовали и другие традиции, связанные с прядением. Например, в великий четверг девушки и женщины пряли нити левой рукой для каждого члена семьи. Такие нити отождествлялись с нитями судьбы. Нити, спряденные в четверг, считались лечебными и, если кто-то в доме болел, такими нитями перевязывали запястье и ноги. Отсюда в наш язык и вошли эти выражения «нить судьбы», «красной нитью».

Русские слова «время» и «веретено» происходят от одного древнего глагола со значением «вращаться по кругу». Прялка нашла свое отражение в пословицах и поговорках:

  • «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».
  • «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
  • «Прялка не Бог, а рубаху даёт».
  • «Пряха не волк — в лес не убежит».
  • «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».
  • «Не ленись прясть, хорошо оденешься».
  • «Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь».

Несмотря на технический прогресс, прядение на ручной прялке сохранялось в России вплоть до XX века. Пользуются ими и сейчас. Особенно ручные прялки популярны среди любителей традиционных ремёсел. Пряжа, сделанная вручную, незаменима для изысканных изделий, например, из козьего пуха, где требуется особая филигранность мастерства, недоступная механизму.

В этом разделе